«Торг здесь неуместен» – фраза из романа «Двенадцать стульев», которую произносит Ипполит Матвеевич и получает одобрительный пинок от Остапа Бендера.
В реальных переговорах вы смело можете произносить эту фразу если: у вас есть более выгодное предложение от другого партнёра или вы абсолютно уверены, что оппонент пойдёт на все ваши условия. В остальных случаях – «Торг уместен!».
Как выжать в процессе торга максимум? На эффективность торга влияют три составляющие:
Бюджет переговоров
Подготовка
Нужда
Давайте с каждым пунктом разбираться по порядку.
Бюджет переговоров
Бюджет переговоров – это не стоимость контракта, это то, сколько времени, сил, энергии и денег вы или ваш оппонент потратили на процесс переговоров.
Пример
Минимальный бюджет переговоров:
партнёр не затягивает переговоры
партнёр приезжает к вам в офис
переговоры не требуют презентационных материалов или экспертов, большого количества сотрудников компании
Максимальный бюджет переговоров:
партнёры затягивают переговоры, постоянно переносят встречи, запрашивают всё новую и новую информацию
для встречи требуется перелёт в другой город/страну, проживание в гостинице, адаптация к новому климату и часовому поясу
переговоры требуют презентационных материалов, сувениров
в переговорах задействовано много сотрудников компании
на финальных договорённостях партнеры решают пересмотреть условия и начинается новый виток переговоров
Чем больше ваш бюджет переговоров, тем более уступчивым вы будет в процессе торга. Поэтому уменьшайте свой бюджет переговоров и увеличивайте бюджет переговоров вашего партнёра.
Подготовка
«Victoria amat praeparationem» в переводе с латыни означает «Победа любит подготовку». Эта фраза применима ко всему переговорному процессу, но торгу я советую уделить особое внимание.
Для базовой подготовки ответьте на 7 вопросов:
Какова моя цель – наилучший, желаемый и минимально допустимый вариант?
Какие условия я могу и готов обсуждать в рамках достижения моей цели?
На какие подвижки я готов пойти: наилучшие, желаемые, минимальные?
Какова цена и ценность этих уступок для меня и второй стороны?
Какова цель и зона интересов второй стороны?
Какие условия он может/будет обсуждать в рамках достижения своей цели?
На какие уступки он будет готов пойти для достижения своей цели и интересов?
Для подготовки используйте свой опыт, историю предыдущих переговоров с клиентом, финансовые отчеты компании-партнёра, инсайдерскую информацию.
Фото с сайта Pexels
Нужда
Нужда – это страх, чувство перемотивации. Перемотивация возникает, когда вы не просто нацелены на достижение какого-то результата, а не представляете себе дальнейшую жизнь без этого результата.
Если вы испытываете нужду в переговорах – вы проиграли. Вы будете уступать требованиям партнёра снова и снова и в итоге согласитесь на невыгодные для вас условия сотрудничества.
Поведение, которое выдаёт в вас нужду:
слишком много говорим
проявляем чрезмерную эмоциональность
опережаем события, забегаем вперёд в процессе обсуждения условий
стремимся как можно быстрее завершить переговоры
Если «нужда в переговорах» знакомое вам чувство, то советую прочитать книгу Джима Кэмпа «Сначала скажи «Нет»».
Как контролировать «нужду» при переговорах:
перед переговорами продумать «Что я буду делать в случае положительного решения?» и «Что я буду делать в случае отрицательного решения?»
контролировать речь
думать о результате переговоров, но не зацикливаться на нём
брать паузы
Фото с сайта Freepik
На своих тренингах я подробно рассказываю про каждый этап переговоров, делюсь секретами и «фишками» опытных переговорщиков. Участники проигрывают свои сложные кейсы, получают мою обратную связь. Программы по коммуникации и переговорам можно посмотреть здесь.
В завершение статьи поделюсь моими ТОП-5 «фишек» торга:
Продумайте шаг торга: сколько вы будете скидывать при каждой следующей подвижке (хороший ход, когда каждый следующий шаг меньше предыдущего: скидка 5:, потом 8, потом 9,2, потом 9,8).
Используйте шт. или % так, как выгодно вам: «увеличение суммы поставки на 1% = 10.000$», «увеличение отсрочки платежа с 4 до 8 дней = 50%».
Первично не соглашайтесь, даже если предложение вас устраивает. Есть шанс, что оппонент ещё подвинется.
Двигаясь в торге на встречу оппоненту, всегда используйте приём «Если мы…., то вы….».
Никогда не уступайте в начале переговоров в надежде расположить оппонента к себе, это фатальная ошибка.