Обучение банковской команды технологиям продаж высококонкурентного продукта.
Как мы обучили банковскую команду технологиям продаж высококонкурентного продукта.
Задача
Нам было необходимо прокачать навыки продаж и ведения переговоров у сотрудников, которые продают партнерство по программе «SMART».
«SMART» — это кредитная карта и карта рассрочки. Потенциальные клиенты знают аналогичные продукты других банков.
Команде предстояло научиться вести сложные переговоры: аргументировать свое предложение, противостоять манипуляциям или давлению со стороны потенциальных партнеров программы, использовать приемы аргументации и контраргументации, доводить сделки до успешного завершения.

Проект проходил до ребрендинга банка Москва-Минск. Так выглядела карта SMART.
Этапы проекта
Проект был реализован по схеме, которая по нашему опыту наиболее эффективна для решения таких задач:
- предпроектная диагностика (срок реализации — 3 недели);
- разработка методического материала: программы тренинга, кейсов, чек-листов для контроля усвоения знаний (2 недели);
- тренинг (2 дня);
- посттренинг – решение кейсов, бизнес-симуляция (1 день).
Участники проекта
В тренинговой группе были сотрудники разного уровня подготовки:
- продавцы банковских продуктов со стажем более 5 лет;
- опытные специалисты по продажам, недавно пришедшие в банк из других отраслей.
- специалисты с опытом работы в продажах менее 1 года.
Все они ведут переговоры с представителями компаний разного масштаба и могут представлять продукт как финансовому директору крупной розничной сети, так и бухгалтеру небольшого бизнеса. Поэтому перед тем, как приступить к разработке программы обучения, мы узнали, как на данном этапе обстоят дела с продажами.
Диагностика
3 недели наш тренер сопровождал участников обучения на встречах и при совершении звонков. Мы провели серию интервью с руководителями и собрали информацию о деятельности конкурентов, провели анкетирование сотрудников Департамента.
Мы увидели, что самые сложные для продавцов этапы в переговорах – это прояснение позиции собеседника и работа с потребностями. Поэтому дополнили программу соответствующими блоками.
Кейсы
Мы подготовили 20 кейсов.
2/3 из них – это ситуации, с которыми в том или ином виде команда сталкивается ежедневно. Их мы «подсмотрели» в процессе диагностики. Например, переговоры с клиентом, у которого «и так все хорошо» или клиент, у которого был неудачный опыт партнерства по подобной программе с другим банком. 1/3 – это потенциально возможные, более сложные переговорные ситуации. И к тем, и к другим сотрудники должны быть готовы.
В решении участвуют не только действующие лица, но и вся аудитория посттренинга. Они делятся советами и комментариями, определяют оптимальные переговорные тактики – так необходимые навыки развиваются быстрее, а обучение проходит в доверительной, живой атмосфере.
Пример кейса
Клиент – финансовый директор крупной FMCG-сети. Полгода назад сотрудник банка вел с ним переговоры, но заключить сделку не удалось. Клиент согласился на повторную встречу. В ходе разговора использует фразы:
«Чем вы можете быть нам полезны?»
«Сами понимаете, предложения о сотрудничестве поступали и от других банков, поэтому в ваших интересах предложить максимально выгодные и гибкие условия».
«Чем ваше предложение принципиально отличается от предложений МТБанка, Белгазпрома и Беларусбанка?»
«Давайте так. Предложите исключительные условия – рассмотрим. А нет – продолжим благополучное сотрудничество с МТБанком».
«Это в ваших интересах».
«Можем сойтись и на этой ставке, но тогда стоимость товара при расчете картой SMART будет увеличена».
«Партнерство с нами – бесплатный пиар для вас. Так что соглашайтесь на наши условия».
«Не хотите – ваше право. У меня на рабочем столе еще два предложения о партнерстве по рассрочке».
Разыгрывая данный сценарий с тренером, участник обучения должен:
Установить контакт с клиентом. Преодолеть возможное сопротивление.
Прояснить позицию клиента.
Сформировать потребность в «SMART карте».
Аргументировать выгоды для клиента от дальнейшего сотрудничества.
Отреагировать на каждую из реплик.
Согласовать дальнейшие договоренности, склонить клиента к положительному решению.
Оценка и первые результаты проекта
На старте и в финале проекта мы оценили поведение участников на 5 этапах продаж и переговоров. В каждом из этапов было от 5 до 8 критериев — от подготовки к диалогу до подтверждения договоренностей и завершения контакта. Для этого на посттренинге работали 2 бизнес-тренера.
Каждому критерию присваивались баллы:
- наименьший, если компетенция не развита, способность не проявляется или проявляется в 0/1 из 5 случаев;
- наивысший, если развита на высоком уровне, способность проявляется в 4/5 из 5 случаев.
До обучения средняя оценка по команде была 13 условных баллов. После обучения 80% участников получили оценку выше 20 условных баллов.