Персонал сопротивляется изменениям: как преодолеть?

пер. Тучинский, 2а, офис 703
г. Минск

Давайте обсудим ваш
проект

Контакты
Написать
пер. Тучинский, 2а, офис 703
г. Минск


Открыть в Google Maps

    Выберите в каком направлении вы бы хотели сотрудничать с нами:

    Сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика
    конфиденциальности
    и Условия обслуживания Google.

    Ваша заявка успешно
    отправлена

    Мы свяжемся с вами в течение дня.

    Илья Гируцкий, бизнес-тренер, консультант

    Мы заложники привычек, стереотипов, убеждений. С одной стороны, это хорошо: было бы не очень эффективно каждый день учиться завязывать шнурки. С другой стороны, в нашем поведении (в том числе в работе) развивается определённая психологическая ригидность. И мы бессознательно сопротивляемся чему-либо новому. Не верите?

    Сложите руки на груди так, как вы привыкли. А теперь поменяйте их местами.

    Что вы почувствовали? Растерянность? Недоумение? Лёгкое замешательство? А ведь речь идёт только о том, чтобы поменять положение ваших рук. С изменением поведения социальной группы людей всё сложнее.

    Тем не менее, есть несколько простых и понятных советов, которые помогают максимально эффективно отрабатывать сопротивление персонала различным переменам. Рассмотрим некоторые на примерах.

    1. Делайте первые изменения простыми, яркими и видимыми

    Фото с сайта Unsplash

    Одна торгово-производственная компания находилась на «пионерной» стадии развития, где преобладали неформальные отношения. Рынок позволял серьёзно расти и развиваться. Но текущая система управления была в ручном режиме. И она не справлялась с потоком задач по дальнейшим росту и развитию, увеличению объема продаж, расширению номенклатуры и др. Требовалось выстраивание организационного порядка и внедрение стандартизации и регламентации. 

    На общем собрании по перспективам реорганизации генеральный директор рисовал светлое будущее. Но лица людей выражали настороженное сомнение, мол «слышали мы всё это и не раз, но ничего так и не поменялось».

    Мы с коллегами подметили одну любопытную деталь в ходе интервью с командой: многие управленцы жаловались на то, что кабинет владельца напоминает проходной двор с принципом прохода, как в поликлинике: «А кто последний?». Персонал также подчеркнул: «Мы все уже три года подряд говорим, что пора бы обзавестись секретарём, который фильтровал бы поток посетителей. Поэтому в красивые слова о том, что будем жить иначе, мы просто не верим, если не решается элементарная проблема».

    Мы сделали одну простую вещь организовывали в офисе ресепшен.

    В рабочую группу по реорганизации потянулись первые добровольцы. Без набора заряженного на перемены персонала начинать их реализацию в принципе невозможно

    Ровно через 14 месяцев владелец бизнеса сказал: «Я получил, что хотел. Есть чёткая стратегия, структура, процессы, мотивация. Уже нет той дружной неформальной атмосферы, всё как-то по-бизнесовому. А иногда так хочется, чтобы как раньше: посидеть, за жизнь поговорить. Но это того стоит».

    2. Беритесь за «невозможное», на первый взгляд

    Далеко не всегда в ходе организационной диагностики всплывают все проблемы. Иногда они «замыливаются» и замалчиваются.

    В процессе работы с оргструктурой (под конец третьего месяца начала работ по структуризации сервисной группы компании) всплыла «проблема водителей». Суть в том, что группа водителей, которые обслуживают отдел продаж и иные подразделения, была бесхозной. Никто не хотел руководить ими. Мы пытались понять, в чём проблема на самом деле.

    Выяснилось, что в офисе нет для них места. Есть место только в подвале, где находится склад. Разница между подвалом и офисом 4 этажа. Лифт не всегда работает, телефона внутреннего нет, мобильная связь не ловит и учётного журнала тоже нет.

    И узнать, находится ли кто из водителей «в подвале», было сложно. За решение этой «кричащей проблемы» никто не хотел браться («не хочу быть крайним»).

    Фото с сайта Freepik

    В итоге совещания были приняты решения:

    • Закупить диванчик и журнальный столик, на котором находилась различная периодика
    • Завести журнал, чтобы менеджеры могли записываться и бронировать машину
    • Обязать водителей после поездки отмечаться в журнале и быть на виду на специально оборудованной площадке.

    Многолетняя проблема была решена. Кажется, ситуация смешная. Но таких много, если внимательно присмотреться.

    3. Вовлекайте персонал в изменения

    В одном из банков управляющий решил внедрить систему электронного документооборота. Была выбрана платформа, установлено ПО, разработаны стандарты и регламенты, проведено обучение. Но по итогам месяца выяснилось, что персонал не хочет ей пользоваться. Все по привычке пересылают документы по электронной почте или передают в ручном режиме.

    Что сделал управляющий?

    Начал с простых шагов. Приучил секретаря пересылать поручения исключительно в данной системе. Объём поручений, направляемых секретарю, рос.

    Сотрудникам было особенно сложно организовывать внеплановые совещания для руководителей различных подразделений. В конце концов, исполнитель поручений понял, что гораздо проще за одну минуту в специализированном ПО создать задачу, выбрать из списка ответственных лиц и направить им уведомление. В течение следующего квартала персонал начал использовать почти весь функционал системы.

    Самая большая ошибка – думать, что если вы написали регламенты, установили штрафы, провели минимальное обучение, то всё будет хорошо само по себе.

    Так не бывает. С людьми надо работать. И это отдельный проект, которому зачастую уделяют мало внимания, не выделяют время, ресурсы и бюджет. А потом подсчитывают убытки 🙁

    Кстати, знаете почему, так успешны «инфоцыгане» и «мотивационные спикеры»? Потому что они продают «халяву», «волшебную таблетку». 

    В то время как качественные изменения требуют кропотливой работы. Работать с ним нужно последовательно и комплексно. Только так вы сможете получить запланированный результат и прийти к желаемому будущему.

    Мы используем куки и обязаны вам об этом сказать.