Мысль Филипа Котлера о том, что мы покупаем не дрель, а дырку в стене, актуальна не только для продавцов. Она описывает и ожидания компании при организации обучения сотрудников.
Клиент покупает не тренинг по продажам, а увеличение выручки от продаж. Не знание сотрудниками правил бесконфликтного общения, а отсутствие изматывающих конфликтов на рабочем месте.
Ожидается, что знания приведут к изменению поведения сотрудников, это позволит достичь желаемых показателей.
Пока всё логично. В чём подвох?
В этой цепочке рассуждений пропущен блок: а каким образом знания, которые приносит в аудиторию эксперт, войдут в поведение ваших сотрудников.
Давайте вспомним обучение, которое проходили вы. Наверняка, многое из того, что вы узнали, так и не взяли в работу. Почему? У этого есть ряд причин: сложно перестроить привычное поведение, не всегда понятно, с чего именно начать. Тревога перед ошибками, высокая нагрузка — не до нововведений. Плюс, наша память устроена таким образом, что мы забываем значительную часть информации, которую не используем.
Если подвести итог, то передача знаний совсем не значит, что информация принята, обработана, сформирован и применяется навык.
Как обеспечить переход от знания к поведению?
Обучение проектируется на основе многих параметров: контент (понятный, функциональный, ценный и т.д.), пользователь (мотивация, управление вниманием, стратегии запоминания и т.д.), процесс (четкость, ритм, регулярность).
Именно построением процессов обучения и занимается методисты. Наша задача: понять цель заказчика, изучить пользователей и построить оптимальный маршрут к запланированному результату.
Методист структурирует знания и опыт эксперта в курс, проектирует весь процесс обучения от старта до получения результата пользователями. Именно поэтому методиста часто называют педагогическим дизайнером или архитектором обучения.
Что делает методист при создании образовательного опыта?
Анализ
Разбираемся, какая бизнес-цель стоит за обучением. Далее мы устанавливаем взаимосвязь этой цели и задач обучения. Важно отследить, что бизнес-цель действительно связана с нехваткой знаний у сотрудников, а не с чем-то другим. Например, мы хотим вырастить продажи продукта X, поэтому обучаем сотрудников, а их система мотивации “заточена” на продажи продукта У, поэтому обучающая цель (знание свойств продукта) не приведёт к реализации бизнес-цели.
На этом этапе изучаем своих пользователей: опыт, мотивацию, процессы работы, предыдущее обучение, болевые точки и т.д.
В конце этого этапа у нас есть понимание: кого, чему и для чего мы будем обучать, а также, как проверим, что результат достигнут. Двигаемся дальше.
Проектирование и создание
Методист работает с тематическим экспертом и помогает сформировать программу курса, выбрать оптимальные форматы и средства для достижения цели, продумать мотивационный дизайн, способы закрепления и тренировки.
Задача методиста: помочь выбрать интересные, вовлекающие форматы и инструменты, предложить средства управления мотивацией, снизить нагрузку на пользователей. Поэтому мы следим за исследованиями в области обучения, за новыми трендами инструментами и способами их применения.
Поведение
Тренинг — многослойный процесс. Помимо теории и практики, есть управление вниманием, групповая динамика, работа с и мотивацией, вовлечение, рефлексия и т.д. Методист поможет тренеру выбрать инструменты для реализации цели. Средства обучения постоянно обновляются и работа методиста — следить за обновлениями, выбирать, тестировать, включать в обучение.
Помимо этого методист может посетить занятие эксперта и помочь отрефлексировать. Таким образом у тренера есть экологичный способ работать со своими зонами роста, а у клиента понимание, что процесс обучения протекает по плану.
После обучения
После тренинга процесс не завершён: именно сейчас мы и “выходим на тонкий лёд”. Знания есть, мотивация к использованию тоже, но еще нет уверенности, есть прежние схемы поведения, опасения совершить ошибку. Если этот этап продуман при создании образовательного опыта, то он включает в себя напоминание, стимулирование к применению, обратную связь, рефлексию и т.д. Этими действиями мы помогаем отказаться от старой схемы и прийти к новой.
На занятии мы видим часть айсберга. Чем более детальная работа была проведена, тем более вовлекающим результативным будет будет образовательный опыт пользователей.
И напоследок хотелось бы отметить, что обучение — это сложный для участников процесс. Приобретение знаний — энергоёмкое занятие. Желание всё бросить и пользоваться уже имеющимся опытом — естественно. Мы чувствуем: сложно, хочется отложить до выходных, прочитать позже, подумать об этом завтра. Поэтапная и последовательная организация процесса обучения, основанная на проверенных исследованиях и методических практиках будет снижать нагрузку и давать устойчивый результат.