Что «под капотом» у хорошего тренинга?

пер. Тучинский, 2а, офис 703
г. Минск

Давайте обсудим ваш
проект

Контакты
Написать
пер. Тучинский, 2а, офис 703
г. Минск


Открыть в Google Maps

    Выберите в каком направлении вы бы хотели сотрудничать с нами:

    Сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика
    конфиденциальности
    и Условия обслуживания Google.

    Ваша заявка успешно
    отправлена

    Мы свяжемся с вами в течение дня.

    Марина Болтрукевич, дизайнер образовательного опыта

    Учимся не ради знаний

    Мысль Филипа Котлера о том, что мы покупаем не дрель, а дырку в стене, актуальна не только для продавцов. Она описывает и ожидания компании при организации обучения сотрудников. 

    Клиент покупает не тренинг по продажам, а увеличение выручки от продаж. Не знание сотрудниками правил бесконфликтного общения, а отсутствие изматывающих конфликтов на рабочем месте.  

    Ожидается, что знания приведут к изменению поведения сотрудников,  это позволит достичь желаемых показателей.

    Пока всё логично. В чём подвох?

    В этой цепочке рассуждений пропущен блок: а каким образом знания, которые приносит в аудиторию эксперт, войдут в поведение ваших сотрудников.  

    Давайте вспомним обучение, которое проходили вы. Наверняка, многое из того, что вы узнали, так и не взяли в работу. Почему? У этого есть ряд причин: сложно перестроить привычное поведение, не всегда понятно, с чего именно начать. Тревога перед ошибками, высокая нагрузка — не до нововведений.  Плюс, наша память устроена таким образом, что мы забываем значительную часть информации, которую не используем. 

    Если подвести итог, то передача знаний совсем не значит, что информация принята, обработана, сформирован и применяется навык. 

    Как обеспечить переход от знания к поведению?

    Обучение проектируется на основе многих параметров: контент (понятный, функциональный, ценный и т.д.), пользователь (мотивация, управление вниманием, стратегии запоминания и т.д.), процесс (четкость, ритм, регулярность).

    Именно построением процессов обучения и занимается методисты. Наша задача: понять цель заказчика, изучить пользователей и построить оптимальный маршрут к запланированному результату. 

    Методист структурирует знания и опыт эксперта в курс, проектирует весь процесс обучения от старта до получения результата пользователями. Именно поэтому методиста часто называют педагогическим дизайнером или архитектором обучения.
    Фото с сайта Unsplash

    Что делает методист при создании образовательного опыта?

    Анализ

    Разбираемся, какая бизнес-цель стоит за обучением. Далее мы устанавливаем взаимосвязь этой цели и задач обучения. Важно отследить, что бизнес-цель действительно связана с нехваткой знаний у сотрудников, а не с чем-то другим. Например, мы хотим вырастить продажи продукта X, поэтому обучаем сотрудников, а их система мотивации “заточена” на продажи продукта У, поэтому обучающая цель (знание свойств продукта) не приведёт к реализации бизнес-цели.

    На этом этапе изучаем своих пользователей: опыт, мотивацию, процессы работы, предыдущее обучение, болевые точки и т.д. 

    В конце этого этапа у нас есть понимание: кого, чему и для чего мы будем обучать, а также, как проверим, что результат достигнут.  Двигаемся дальше. 

    Проектирование и создание

    Методист работает с тематическим экспертом и помогает сформировать программу курса, выбрать оптимальные форматы и средства для достижения цели, продумать мотивационный дизайн, способы закрепления и тренировки. 

    Задача методиста: помочь выбрать интересные, вовлекающие форматы и инструменты, предложить средства управления мотивацией, снизить нагрузку на пользователей. Поэтому мы следим за исследованиями в области обучения, за новыми трендами  инструментами и способами их применения. 

    Поведение

    Тренинг — многослойный процесс. Помимо теории и практики, есть управление вниманием, групповая динамика, работа с и мотивацией, вовлечение, рефлексия и т.д. Методист поможет тренеру выбрать инструменты для реализации цели. Средства обучения постоянно обновляются и работа методиста — следить за обновлениями, выбирать, тестировать, включать в обучение. 

    Помимо этого методист может посетить занятие эксперта и помочь отрефлексировать. Таким образом у тренера есть экологичный способ работать со своими зонами роста, а у клиента понимание, что процесс обучения протекает по плану.  

    После обучения

    После тренинга процесс не завершён: именно сейчас мы и “выходим на тонкий лёд”. Знания есть, мотивация к использованию тоже, но еще нет уверенности, есть прежние схемы поведения, опасения совершить ошибку. Если этот этап продуман при создании образовательного опыта, то он включает в себя напоминание, стимулирование к применению, обратную связь, рефлексию и т.д. Этими действиями мы помогаем отказаться от старой схемы и прийти к новой. 

    Фото с сайта Unsplash

    На занятии мы видим часть айсберга. Чем более детальная работа была проведена, тем более  вовлекающим  результативным будет будет образовательный опыт пользователей. 

    И напоследок хотелось бы отметить, что обучение — это сложный для участников процесс. Приобретение знаний — энергоёмкое занятие. Желание всё бросить и пользоваться уже имеющимся опытом — естественно. Мы чувствуем: сложно, хочется отложить до выходных, прочитать позже, подумать об этом завтра. Поэтапная и последовательная организация процесса обучения, основанная на проверенных исследованиях и методических практиках будет снижать нагрузку и давать устойчивый результат.

    Спасибо, что дочитали статью до конца 🙂

    В качестве бонуса дарим вам чек-лист по этапам создания курса.

    Мы используем куки и обязаны вам об этом сказать.