Александр Кутас, консультант по стратегиям, модератор стратегических сессий
Часто HR-директор, собственник или другой опытный член команды берёт на себя роль фасилитатора стратегической сессии. Казалось бы, кто лучше знает команду, чем её сотрудник или владелец? Однако, участие внутреннего фасилитатора чревато рисками.
На собственном опыте я не раз сталкивался с тем, что компания после работы с нами брала полученную технологию и проводила сессии самостоятельно. Но по итогу большинство возвращались за помощью внешнего эксперта, потому что хотели добиться лучшего результата.
Есть ряд причин, почему внутренний фасилитатор – это не лучшая идея.Давайте их рассмотрим:
1. Двойная роль
Одновременное ведение сессии и участие в проекте – непростая задача. Сохранение независимой позиции может быть затруднено, а предпочтение роли руководителя – естественным. Для достижения максимальной эффективности стоит рассмотреть возможность разделения ролей.
2. Свои люди – это палка о двух концах
Внутренний фасилитатор – допустимая практика. Но некоторые участники могут не воспринимать его всерьёз. Особенно те, кто привык командовать парадом. Топ-менеджеры могут просто «задавить» процесс, перетянуть одеяло на себя. А внешний опытный фасилитатор не поддается давлению «старейшин» и выдерживает работу по сценарию. Важно, чтобы команда понимала, что есть независимый человек, который управляет процессом. Кстати, даже самого крутого внешнего фасилитатора стоит менять в некоторых случаях, чтобы человек не примелькался и предлагал новые подходы.
3. Предвзятость
Объективность – фундамент успешной фасилитации. Но как оставаться беспристрастным, зная «кто есть кто»? Внутренний фасилитатор неизбежно сталкивается с субъективным восприятием. Даже профессионалу сложно отбросить прежние проекции.
4. Опыт не купишь за деньги (но можно нанять!)
Даже если у вашего сотрудника есть образование в этой сфере, вряд ли он регулярно проводит серьёзные стратсессии. А хороший внешний фасилитатор проводит 20-40таких мероприятий в год! Он видел разные команды, разные ситуации. И принесёт с собой опыт и свежие идеи.
5. Отсутствие безопасного пространства.
Это, наверное, самое главное. Внешний фасилитатор создаёт такую атмосферу, где люди не боятся говорить, думать по-новому, могут выйти за рамки ежедневного мышления. Это похоже на разговор с психологом: потенциально легче открыться незнакомому человеку. Внешний фасилитатор устанавливает доверительные отношения и помогает всем участникам раскрыться.
А почему же тогда компании иногда выбирают внутреннего фасилитатора? Рассмотрим основные причины:
1. Иллюзия экономии
Не стоит экономить на фасилитаторе: неудачная сессия обойдется дороже. Компании часто вкладываются, например, в тренинги по продажам. Отдача от тренинга понятна в виде увеличения продаж. А результат стратегической сессии измерить сложнее. Помните: скупой платит дважды. Инвестиции в качественную фасилитацию принесут долгосрочные результаты.
2. Незнание
Из личного опыта: 20 лет назад в консалтинге я начинал продавцом. Продавать обучение было сродни «впариванию воздуха» – мало кто видел ценность. Тогда мы не продавали, а формировали рынок, доносили идею. И сегодня я вижу, что многие компании по-прежнему не осознают силу профессиональной фасилитации. А ведь это прямой путь к свежим идеям и вовлечению команды в реализацию стратегии.
3. Сложности организации
Внешний фасилитатор – это не просто эксперт, а человек, который должен совпадать по ценностям с вашим бизнесом. Да, выбор займёт время, нужно погрузить его в бизнес, объяснить специфику. Но взамен вы получите свежий взгляд, нестандартные решения и мощный импульс для развития. Тщательно ищите «своего» специалиста: изучайте кейсы, общайтесь с разными кандидатами, чтобы найти того, кто лучше всего понимает ваш бизнес и вашу философию.
4. Боязнь потерять контроль
Некоторые руководители боятся, что внешний фасилитатор не поймёт их бизнес и проигнорирует их мнение. Но этого легко избежать! Просто проведите несколько встреч до сессии, подробно обсудите цели сессии и ожидания от работы команды. Также будьте готовы вносить изменения по ходу работы во время сессии. Прозрачность и гибкость – вот что нужно для успешного результата работы команды.
5. Секреты фирмы
В инновационных и конкурентных сферах компании боятся утечки информации. Поэтому предпочитают работать только со «своими». Но для профессионального фасилитатора этика – превыше всего. Нарушение конфиденциальности равносильно краху репутации и потере клиентов.
Выбор фасилитатора для проведения стратегической сессии– очень индивидуальный процесс, зависящий от потребностей вашей компании. Если вы ищете свежие идеи и инновационный подход, внешний специалист может стать более удачным решением.