– Слабое место неумелых переговорщиков – не только отсутствие заготовок и планов, но и нежелание/ неумение слушать своего оппонента. Их позиция и мнение самое важное, остальное – ерунда.
Да, мне много раз приходилось наблюдать переговорщиков, которые приходят с желанием добиться своих целей, но забывают, что это обоюдный процесс. Чтобы добиться результата и повлиять на оппонента, нужно слушать и слышать. Когда мы не слушаем собеседника – перебиваем его, настаиваем на своём – у него возникает чувство, что его не слышат и общаться не хотят.
В переговорах всегда есть условия, которые обсуждаются, и то, зачем они нужны – интерес собеседника. Выигрывает тот, кто понимает этот интерес и может объяснить выгоду оппоненту от своих предложений.
Банальный пример. Я веду переговоры с клиентом, диалог:
– Дмитрий, нужна скидка!
– Для чего?
– Руководство требует, чтобы мы всегда добивались хоть каких-то уступок…
– Хорошо, вас устроит вариант, при котором я выдвину два предложения? Одно – с завышенной ценой, второе – с пониженной, которую я обозначил изначально. И вы продемонстрируете скидку руководству, и я останусь «при своих».
Попытка слушать и слышать собеседника помогает легче добиться своих условий. Это также хорошая возможность проверить, истинной ли была позиция собеседника, которую он выдвинул, как аргумент.