Умения, которые пригодятся управленцу или собственнику бизнеса во время кризиса

Беларусь переживает уже четвертую серьезную экономическую встряску за последние 15 лет. С такой закалкой наше бизнес-сообщество приобрело форму хорошо мобилизованного организма, для которого кризисы не то чтобы не в диковинку, но вызывают понимание того, что можно из этого извлечь.

Управляющий партнер компании BusinessTools Дмитрий Исмагулов, тренер в сфере управленческих навыков, рассказывает, как можно воспользоваться кризисными явлениями в экономике в своих интересах, что нужно уметь управленцу или собственнику бизнеса.

Business Man With Checkboxes

Умение быстро менять ключевые показатели

Кризис практически для любого бизнеса диктует ряд изменений. Поэтому первое, что нужно сделать –  максимально быстро поменять прежние ключевые цели и бизнес-показателина более актуальные.

Некоторые руководители по понятным причинам демонстрируют торможение в этом вопросе. Однако, длительное оцепенение до добра не доводит. Пример: одна из белорусских компаний, чья продукция была ориентирована на российский рынок, ставила перед своими сотрудниками высокие показатели по продвижению товара на рынке восточной соседки. Когда платежеспособность российских партнеров резко упала в связи с ослаблением национальной валюты, упали и продажи компании. Но показатели для сотрудников при этом оставались неизменными на протяжении 3-4 месяцев. Разумеется, персонал был не в состояниивыполнить эти планы. Люди не могли получать оклады и бонусы, тревожно смотрели в будущее и рассматривали варианты перехода на другую работу.

Если вы наблюдаете системное, объективное невыполнение планов на 10-15%, это ваш «звонок к отправлению». Значит, показатели нужно менять, формировать более достижимые, иначе вы рискуете кадрами и будущим компании.

Умение проявить лидерские качества и сформировать картину будущего

В период экономической нестабильности мы все находимся в несколько подвешенном состоянии. В такие моменты сотрудникам компании, как никогда, требуется уверенностьв последующих шагах руководства. Здесь на первый план выходит умение управленцев сформировать так называемое «новое будущее» – промежуточный план  работы, например, на полгода.

Причем руководителю важно не только самому увидеть перспективы, но и зарядить сотрудников образом «завтрашнего дня». Поэтому крайне востребованным навыком топ-менеджеров становятся лидерские способности, умение поддержать и подбодрить персонал компании. Готовность продемонстрировать позитив, даже если самому страшно.Командеважно понимать, связывает руководство с ними будущее компании или нет.

На словах это звучит просто, на деле же это достаточно сложный навык. Особенно для жестких руководителей, которые не отличаются чувством сопереживания. Но в такие моменты важносделать над собой усилие и проявить волевые качества, если  вы хотите удержать рабочее настроение в стенах компании.

Умение изменить «наболевшие» условия как внутри, так и снаружи

Кризис в большинстве случаев характерен для всех игроков рынка. И в этом кроется один из его плюсов. Кризис дает вам возможность поменять некомфортные условия ведения бизнеса, которые вас сковывали или отягощали, на более удобные. Причем со всеми контрагентами.

У вас появляется моральное право требовать уступок. Например, вы можете добиться уменьшения суммы предоплаты за услуги\продукты, увеличения отсрочек платежа, снижения объемов минимальной закупки товаров у оптовых поставщиков и так далее.

Точно также вы можете изменить условия внутри компании, если вас не устраивала работа конкретных систем или процессов. Помните, что кризис – это удобный повод внедрять перемены,  так как они будут встреченыгораздо меньшим сопротивлением со стороны персонала, чем в условиях стабильности.Уповая на сложную ситуацию, можно отбросить отжившие моменты работы, пересмотреть кадровый состав, словом, избавиться от «балласта».

Правда, здесь есть риск увлечься и  «наломать дров». Помните, что в кризис компанию часто выручают особо преданные и лояльные кадры и партнеры. Постарайтесь не потерять их доверия и не переборщить в порыве извлечения максимальной выгоды.

Умение намыть «золото среди песка» – пополниться квалифицированными кадрами

Многие компании в кризисный период не в состоянии удержать кадровый состав. На рынке труда в такие моменты растет предложение отценных кандидатов. Если у компании есть, так сказать, «жировая прослойка», если кризис сильно не затронул, то это хорошая возможность усилиться неплохими кадрами. Причем, их  финансовые ожидания могут быть не такими высокими, какдо кризиса.

Так,  события в Украине привели к тому, что некоторые сферы  бизнеса Беларуси получили приток хороших украинских специалистов. А именно: наш фармацевтический и аптечный рынок, который испытывал кадровый голод,  усилился квалифицированными сотрудниками из Украины. Это наглядный пример того, как можно извлечь кадровую выгоду из кризисной ситуации.

Минус состоит в том, что в этот период на рынке труда могут быть кандидаты,  от которых избавились под удобным предлогом. Поэтому вам придется хорошенько «промыть» поток людей, чтобы подобрать действительно достойный персонал.

Для малого и среднего бизнеса – умение отработать восприимчивость клиентов

В кризис рынок переделывается. Привычные схемы меняются. Клиентыстановятся более восприимчивыми к новым игрокам. Они ищут новые подходы, свежие предложения, более интересныеценовые условия.Поэтому экономическая встряска –  мощный импульс  для дерзкого, бодрого среднего и малого бизнеса.  Практика показывает, что многие «серые лошадки» выросли именно в  кризис.

Если вы ждали момента выдвинуться, то он пришел. Сейчас важно сделать большой акцент на  ваш продукт или услугу, продемонстрировать гибкость и открытость, показать все выгоды клиенту. Придется расставить локти, чтобы  расширить свою долю рынка в этот момент времени. Но многим до вас это удавалось, так что шансы высоки.

О важнейших навыках и умениях руководителя в сложных ситуациях, личной модели руководства, управленческом планировании Дмитрий Исмагулов подробно расскажет в рамках курса «Менеджер-профессионал», advanced.

(Статья для probusiness.by)