Учим учиться: психология, обучение и принципы работы мозга

пер. Тучинский, 2а, офис 703
г. Минск

Давайте обсудим ваш
проект

Контакты
Написать
пер. Тучинский, 2а, офис 703
г. Минск


Открыть в Google Maps

    Выберите в каком направлении вы бы хотели сотрудничать с нами:

    Сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика
    конфиденциальности
    и Условия обслуживания Google.

    Ваша заявка успешно
    отправлена

    Мы свяжемся с вами в течение дня.

    Краткий конспект онлайн-курса Learning How to Learn.  Авторы объясняют, как облегчить изучение новой информации, организовать работу и победить прокрастинацию. Техники простые и рабочие, никакого мотивирующего мусора вроде «просто сделай это». Обучение на английском, но есть русские субтитры и материал вполне доступный — рекомендуем!

    Как работает мозг

    Есть 2 режима работы мозга, мы умеем и пользуемся каждым и каждый помогает нам, но разными способами.

    1. Сфокусированный — когда ты сфокусирован, сосредоточен на том, что делаешь. Применяется, когда ты знаешь решение и работаешь с уже полученными навыками. Например, в десятый раз готовишь квартальный отчет или пишешь стандартное ТЗ для подрядчиков.
    2. Рассеянный (расфокусированный) — расслабленный стиль мышления, способствует возникновению новых идей, открытий. Смысл в том, чтобы переключать мозг с одного режима на другой. При этом часть мозга всё еще занята проблемой, но думает о ней уже не в сфокусированном режиме.
    Сальвадор Дали часто дремал на стуле с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.

    Прокрастинация и методы борьбы

    Когда делаешь то, что не нравится — мозг автоматически пытается защитится от негатива. Постоянно переключается на более приятные задачи, а главная не сдвигается с места. Мозг можно и нужно обмануть. Если всё-таки начать заниматься неприятным делом, через некоторое время защита снимается и задачка начинает решаться. Главное — начать.Курсера предлагает использовать для этого метод Помодоро. Концентрируйтесь на одной задаче в течении 25 минут, ни на что не отвлекаясь. Потом сделайте паузу на 5-10 минут и снова сконцентрируйтесь.

    Еще есть такое решение: уделяйте внимание процессу, а не результату. Не «отправить ненавистный отчет», а «собирать отчет в течении 30 минут». Для нашего мозга это работает лучше и переформулирование задачи поможет начать работу. Глаза боятся, руки делают!

    Усвоение нового материала

    Для усвоения нового материала полезно чередовать оба типа мышления — сосредоточенное изучение и расслабление. Когда учишь что-то, надо дать себе передышку, чтобы в работу включился рассеянный режим мозга и в фоне переварил новую информацию. Представим, что кирпичики знаний — это будущая стена. Передышки дают подсохнуть нейронному «цементу» между ними. Самые прочные стены знаний выкладывается понемногу каждый день, зубрёжки малоэффективны.
     
    Метафоры помогают понять и запомнить материал, а значит сделать процесс обучения более эффективным. Чем больше наглядности - тем лучше. На фото Уинстон Черчилль за своей любимой игрой - складывание стены из кирпичей.

    Иллюзия запоминания

    У вас бывало такое — на лекциях по физике смотришь, как преподаватель разбирает у доски задачу и кажется, что все понятно, но дома такая задача ставит в тупик? Все потому что решение было не ваше — вот и возникала иллюзия знания. Чтобы понять, нужно пропустить новую информацию через себя — на этом, кстати, основан наш «Осмысленный подход» к бизнес-обучению.Обычно если мы что-то плохо запомнили после первого прочтения, то сразу перечитываем. Но более эффективным методом является вспоминание, когда, прочитав главу или раздел, ты закрываешь книгу и пытаешься вспомнить ключевые идеи или сам себе задаешь вопросы вопросы по пройденному материалу.

    Повторения

    Для практики лучше выбирать те части материала, которые находишь наиболее сложными. Повторение легких вещей приводит к той же иллюзии полного понимания материала.Повторение наиболее эффективно, когда между повторениями одного и того же материала проходит некоторое время. На этом основан метод интервального повторения. В идеале, когда следующее повторение материала происходит на грани забывания. Самым популярным инструментом, использующим данный метод, является приложение Анки.

    Ловушки

    Сверхобучение
    Постоянное повторение уже изученного в рамках одного занятия приводит к автоматизму, что может быть полезно, например, при подготовке к выступлению на конференции. В основном же, постоянное повторение является потерей времени. Эффект Einstellung Einstellung (айнштеллюнг) в переводе с немецкого — «точка зрения», «позиция». Эффект возникает, когда предыдущий опыт мешает найти лучшее решение, для которого требуется по-новому взглянуть на проблему.

    Несколько общих лайфхаков

    1. Важная деталь — чередование. Простое и сложное, умственный и физический труд.
    2. Ставьте дедлайн во сколько закончите работу, чтобы меньше прокрастинировать.
    3. С утра делаются самые неприятные дела, «лягушки».
    4. Постоянные физические упражнения способствуют умственной работе лучше любых препаратов.
    5. Больше практики. Практика делает из вас профессионала.

    Мы используем куки и обязаны вам об этом сказать.