Внедрение дизайн-мышления в HR-процессы ISsoft
Фото — сайт компании.
Контекст
HR-команда ISsoft всегда ищет и тестирует новые инструменты для оптимизации найма, адаптации и удержания новых сотрудников. Дизайн-мышление — это наш совместный эксперимент по развитию конкурентоспособности компании на рынке труда.
Решение
Занятие 1. Эмпатия
Вместе с HR-командой мы провели анкетирование сотрудников и узнали, что для них важно, как происходит общение с коллегами, что мотивирует людей развиваться. Кому-то оказался важным профессиональный рост и его статус в компании; кто-то рассматривает офис как второй дом и для него важна комфортная атмосфера и взаимоотношения в команде.
Юлия Давыдова, тренер проекта
Мы часто думаем, что знаем всё о своих сотрудниках. Но когда начинаем проводить с ними глубинные интервью, оказывается, что это не так. Самая большая трудность - это закрыть глаза на своё видение и услышать сотрудника. Мы хотели донести эту мысль до участников проекта и показать им возможности новых инструментов.
Занятие 2-6. Фокусировка
Выяснив основные потребности, мы смогли объединить сотрудников в 7 категорий. Для работы в проекте выбрали ту, с которой HR-отделу сложнее всего выстраивать коммуникации — давайте условно назовем её категория «А». Дальше мы составили карту эмпатий для представителей этой категории: то есть подробную характеристику поведения и потребностей людей.
Мы научили участников проводить глубинные интервью и строить Employee Journey Map (карта корпоративного «путешествия» сотрудника). Эти инструменты необходимы для сбора, визуализации и анализа данных о том, как сотрудники взаимодействуют с компанией от момента поиска вакансии до увольнения.
Фото — сайт компании.
После обучения участники проекта построили EJM для категории А, основываясь на своих предположениях. А затем пригласили реального представителя категории (допустим, его звали Петр). В процессе глубинного интервью с Петром и построения его EJM выяснилось: реальные впечатления сотрудника на многих точках контакта оказались отличными от тех, что представляли себе HR. Инсайдерская информация от Петра помогла выделить болевые точки, актуальные для всей категории.
Занятие 7. Генерация и выбор идей
С помощью мозгового штурма, участники проекта разработали решения для каждой озвученной Петром проблемы, выбрали из них 10 самых интересных и реализуемых. Но прежде чем пустить это в работу, решения нужно было протестировать.
Занятие 8. Прототипирование
Мы рассказали HR-команде о возможностях бумажного,видео- и Lego-прототипирования. Используя эти инструменты, участники создали прототип решения проблем категории А.
Построение прототипа с помощью Lego Serious Play.
Занятие 9. Тестирование
Чтобы протестировать прототип, мы вновь пригласили Петра и узнали его мнение о предложенных решениях. После подвели итоги и составили план по внедрению решений в работу.
Результаты
- участники проекта сгруппировали сотрудников компании в 7 категорий исходя из их потребностей и интересов.
- разработали и протестировали решение для удовлетворения одной из категорий (самой сложной с точки зрения коммуникаций).
- составили план по внедрению новых решений для повышения удовлетворенности сотрудников на всех этапах взаимодействия с компанией ISsoft.
- освоили новые инструменты для работы, в том числе метод лего-прототипирования.
Елена Середина, Head of HR Department в ISsoft, участник проекта: «Мы смогли посмотреть на процессы внутри компании под новым углом. Тут не было скучной теории, а было много практики и интересных задач: применение LegoSeriousPlay, фасилитации. Олег и Юля очень умело чувствовали группу и откликались на наше настроение, а это нелегко. Рекомендую дизайн-мышление для тех, кто действительно хочет мыслить по-новому и готов к переменам».