Почему инструменты для разработки стратегии из учебника не работают?

пер. Тучинский, 2а, офис 703
г. Минск

Давайте обсудим ваш
проект

Контакты
Написать
пер. Тучинский, 2а, офис 703
г. Минск


Открыть в Google Maps

    Выберите в каком направлении вы бы хотели сотрудничать с нами:

    Сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика
    конфиденциальности
    и Условия обслуживания Google.

    Ваша заявка успешно
    отправлена

    Мы свяжемся с вами в течение дня.
    Олег Чанов - партнер, бизнес-тренер компании Business Tools

    Олег Чанов, партнёр, бизнес-тренер компании Business Tools

    Почему стратегия может потерпеть неудачу? Один из главных ответов на этот вопрос надо искать в использовании инструментов её разработки.

    Здесь я уже рассказал о том, как работает модель, если применять её с учетом всех необходимых условий и факторов. Вот продолжение.

    Модель Портера предназначена для того, чтобы делать конкурентную стратегию. То есть для понимания, каким образом побеждать в конкурентной борьбе, за счет чего контролировать рынок и зарабатывать деньги (забирать деньги у конкурентов).

    Смысл разработки конкурентной стратегии с использованием модели Портера заключается в том, чтобы просчитать, именно просчитать (!) в деньгах все доступные возможные варианты и понять, опять-таки в деньгах (!), какой из них является для компании предпочтительным и реально реализуемым.

    Итог всех предварительных исследований рынка, конкурентов, покупателей, экономики и финансовых расчетов может выглядеть, например, так (вариант А):

    Стратегические опции, проранжированные по срокам, ожидаемой доходности в $, риску, связанному с их реализацией:

    «Защитные» инвестиции покажут низкую доходность на первом году реализации. Со второго года, по мере развития этих бизнес-опций, можно ожидать роста ROI.

    Итого. Мы видим возможность увеличить продажи компании как минимум на 1/3 (≈ $ 133 тыс. в год).

    Допущения (базово-пессимистичный вариант)

    ○ Базовый уровень продаж — $350 тыс. в год (прогноз на 2015 с учётом сохранения сезонности 2014)
    • Доля розницы — 40% (структура 10 месяцев 2015)
    ○ Мы находим минимум по 4 новых оптовых клиента в 21 целевом городе:
    • Средний клиент приносит ≈ $1,5 тыс. в год (уровень 10 месяцев 2015)
    ○ Мы привлекаем 15-20 корпоративных клиентов с объёмом заказов в $1 тыс./год
    ○ Рост интернет-продаж — в 3 раза
    ○ Рост поступлений за счёт улучшения выкладки: +15% к розничным продажам
    ○ Рост поступлений за счёт предложения сопутствующих товаров: +8%
    ○ Рост поступлений за счёт оборудования: +3% к розничным продажам
    ○ Мы повышаем цены в розничной сети на 7%
    ○ Мы меняем неэффективные локации — все точки приносят минимум $5 тыс. в месяц

    При этом с точки зрения сроков и сложности реализации наиболее привлекательными опциями выглядят поднятие цен, развитие опта, улучшение выкладки:

    Именно это является итогом работы с использованием модели 5 сил Портера. Плюс понимание, за счет чего мы контролируем рынок. Среди таких вариантов стратегического контроля — стать самым операционно эффективным игроком; нарастить долю рынка за счет покупки других игроков; диверсифицироваться, оставаясь в целом в рамках своего бизнеса, менять бизнес-модель и пр. Список, конечно же, не исчерпывающий.

    Как можно «типично» работать с моделью: после прочтения учебника

    В заключение посмотрим, как еще можно «типично» работать с моделью Портера после прочтения учебника по разработке стратегии. И какие результаты получить.

    Вот что нам говорит учебник о том, что такое 5 сил Портера (один из типичных вариантов):

    Часто предлагается оценить 5 действующих на отрасль сил, заполнив таблицу по каждой из сил. Например, вот так«Оцените уровень внутриотраслевой конкуренции по следующим параметрам: количество игроков, темп роста рынка, уровень дифференциации продукта на рынке, ограничения в повышении цен по 12 балльной шкале».

    Таким способом заполняются все «пять таблиц» по 5 силам Портера.

    Какой итоговый результат получаем после подобной работы?

    1. Рынок данного вида продукции только развивается. Число конкурирующих фирм в отрасли невелико. Появление крупного мирового лидера в ближайшее время не ожидается, и им вполне может стать анализируемый проект. Спрос на данный вид продукции велик, постоянен и не носит сезонный характер.

    2. Товар является значимым для покупателя. Наблюдается высокая доля концентрации покупателей по сравнению с концентрацией фирм, это усиливает конкурентную борьбу. Ассортимент товаров-субститутов достаточно широк, а цена товаров-заменителей обычно выше. Так же покупатель склонен к переходу от товаров-заменителей к базальтовой продукции, так как это и экономически, и технически более выгодно.

    3. Угроза появления новых конкурентов очень низка, так как существуют высокие барьеры входа. Это прежде всего имеющиеся патенты на технологию и продукцию, а также большая капиталоемкость создания аналогичных производств.

    4. Имеется большой выбор поставщиков, как внутри страны, так и за ее пределами. Это позволяет выбирать наилучший канал поставок с необходимым соотношением цены и качества.

    Практический вопрос: что мне, как собственнику, делать с этими заполненными таблицами в итоге? И какая польза получается из этого проведенного анализа? Очень часто практической пользы немного.

    Оба варианта — и по учебнику, и без него, являются итогом работы с использованием одного и того же инструмента. Вместе с тем, применяется он по-разному.

    Вместо заключения

    Инструменты, о которых пишут в учебниках, могут работать эффективно. Для этого необходимо всего лишь, чтобы они были в руках менеджеров, которые умеют правильно ими пользоваться. Если мы не удовлетворены использованием, например, модели Портера в рамках своей компании, то, возможно, следует задуматься о квалификации собственных аналитиков.

    Мы используем куки и обязаны вам об этом сказать.