Можно сказать, что дистанционное обучение – это целый мир возможностей, в который мы движемся с большой скоростью. А можно просто посмотреть на цифры:
По оценке Global Market Insights, в 2017 году мировой рынок онлайн-образования составил $159 млрд. В 2019-м — более $200 млрд. До 2026 прогнозируется рост на 8%.
Текущая ситуация вынуждает многие компании работать удаленно. Однако, белорусский рынок пока скептически относится к корпоративному онлайн-обучению. Мы собрали самые популярные возражения на эту тему и ответили на них. Потому что видим в дистансе не только безопасность, но и огромный потенциал.
Дмитрий Исмагулов, бизнес-тренер
Возражение 1. «Сложно постоянно фокусироваться на экране. После обучения чувствуешь себя выжатым, как лимон».
Я с удивлением узнаю, что некоторые тренеры проводят онлайн-курсы в течение всего дня. Сегодня многие команды перегружены операционной работой и адаптацией к новой среде. Им реально тяжело сидеть целый день перед монитором. Обучение не должно перегружать. Цель: решить текущие задачи и дать дополнительную мотивацию к работе.
Еще до режима самоизоляции мы иногда дробили двухдневный тренинг на встречи по 2 – 3 часа. Это было актуально для тех компаний, которым важно постоянно совмещать работу и обучение. Сейчас мы все онлайн-тренинги проводим в таком формате. Это удобно, эффективно и ненапряжно.
Усталость после дистанционных занятий чаще испытывают новички в этом деле. Они постоянно контролируют свое поведение и тратят на это много энергии. Но практика показывает, что приобретение навыка онлайн-коммуникаций круто влияет на личную эффективность. Это как ездить за рулем. Первые дни – микростресс, повышенный самоконтроль и острая реакция на действия других участников движения. А потом мы чувствуем себя максимально комфортно и многие вещи делаем на автомате. Все аналогично.
Возражение 2. «Сотрудники не вовлекаются в процесс обучения и решают свои вопросы в других вкладках. Чтобы настроить их на обучение, нужно собрать всех в одной аудитории».
Теперь без иллюзий. Если сотрудники несерьезно относятся к обучению, они не понимают его цели. Взрослым людям важно показать, какие проблемы они решат с помощью новых знаний и компетенций. Если сотрудник осознает, где будет использовать контент, он будет настроен учиться в любом формате.
Я на очных тренингах иногда наблюдаю скептиков, которые приходят просто отсидеться в телефонах. Но это только на старте. Дальше мы их активно вовлекаем в работу. В онлайн у таких сотрудников есть шанс отвлекаться менее заметно. Но это все равно отлично считывается! Необходимость использовать дополнительные инструменты вовлечения была актуальна всегда.
Видел случаи, когда тренер играет роль «говорящей головы». Но если в процессе тренинга не менять форматы и 20 минут непрерывно вещать однотипную теорию, концентрация внимания аудитории падает до нуля.
Один из экспертов в области публичной презентации говорил: «Зрелищность вашего выступления зависит от того, насколько хорошо вы владеете материалом». Если тренер с трудом разбирается в теме, ему приходится больше концентрироваться на содержании. Инструменты и форматы подачи уходят на второй план.
Нужно постоянно дополнять передачу контента живыми примерами, вопросами на «подумать», яркими образами и сравнениями, индивидуальными/парными/командными упражнениями. Онлайн ведь позволяет.
Возражение 3. «Тренинг по переговорам нельзя пройти онлайн. Очное обучение позволяет считывать все невербальные знаки, которые имеют значение. Экран их смазывает».
Онлайн-тренинг по переговорам проходит точно также. На занятии участники последовательно отрабатывают все этапы, получают обратную связь. У них есть возможность пересмотреть запись тренинга и проанализировать свою технику, точечно отработать слабые места. Они делятся на пары\группы, разбирают переговорные кейсы в отдельных онлайн-залах, продумывают тактики. Потом в общем зале мы вместе разбираем процесс переговоров, исправляем ошибки.
Дистанционное развитие таких навыков – не новшество. В прошлом году мы проводили онлайн-тренинг по переговорам для команды Gurtam. Участники жили и работали в разных странах. Если бы тренинг организовали в Минске, потребовалось бы время на перелет и перестройку рабочего графика. Затраты на такое обучение существенно могли вырасти. Поэтому мы провели 9 онлайн-занятий по 2.5 часа. Получилось удобно, с разумной экономией ресурсов и сохранением эффективности.
Соглашусь, что через экран монитора мы видим то, что оппонент дает нам увидеть. Нужно уметь анализировать даже минимальное количество информации. Онлайн-переговоры не за гранью фантастики. Это распространенная практика во всем мире.
Мы тоже должны быть готовы работать в дистанционном формате, формулировать свои интересы, подбирать аргументы, маневрировать при манипуляциях. Иначе рискуем оказаться в слабой позиции.
Марина Болтрукевич, педагогический дизайнер
Возражение 4. «Коммуникативные навыки можно прокачивать только face to face».
Бессмысленно утверждать, что занятия онлайн и офлайн идентичны. В живом общении довольно много подсказок да построения эффективной коммуникации. В онлайн приходится слушать внимательнее и делать упор на содержание коммуникации. В начале это непривычно и энергозатратно. Как тренировка с утяжелителями. Но реальность мотивирует так тренироваться.
И речь не только про пандемию и необходимость работать удаленно. Мир коммуникативных навыков уже давно меняется у нас на глазах. Как бы мы к этому ни относились, онлайн есть и будет частью нашей жизни. Он даёт слишком много преимуществ, чтобы от него отказываться: скорость, удобство, преодоление расстояния. Смотрите на шаг вперёд: в выигрыше окажется тот, кто быстро сумел овладеть навыками онлайн общения.
Возражение 5. «Во время дистанционного обучения контакт тренера с аудиторией «не такой».
Согласна, не такой. Это ведь другой канал коммуникации. Экспертность и харизма тренера никуда не исчезают, но сглаживается компонент личного взаимодействия и обмена энергией. Тут много зависит от работы самого тренера: он должен понимать, как управлять вниманием участников. Платформа или аудитория никак не должны на это влиять.
Программа обучения проектируется так, чтобы усилить социальный компонент и поддерживать мотивацию. Используются техники активизации внимания, развивающая обратная связи, геймификация.
При грамотном планировании курса, «не такой» приобретает положительный смысл.
Возражение 6. «Зачем платить за онлайн-обучение, если в интернете полно бесплатных видео, статей и курсов?»
Чтобы сформировать компетенцию, недостаточно владеть ресурсами. Их нужно применять. Иначе наличие парка возле дома – это уже гарантия красивой фигуры. Только между парком и мечтой всегда есть желание поспать, поесть и посмотреть новую серию.
Самообучение – это навык, который необходимо формировать и развивать. Если подойти к вопросу без подготовки, то в лучшем случае будет рывок на старте, быстрая перегрузка и демотивация.
Для начала необходимо поставить цель, выбрать материал, организовать своё время, самостоятельно практиковаться, не дать себе «соскочить». В процессе нужно регулярно оценивать поведенческие навыки и результаты активности. А это работа тренера. Он будет делать акценты на деталях, которых вы можете даже не заметить.
Просмотр вебинара не дает обратной связи. На тренингах вы получаете её от тренера и коллег. Работа в группе — это уже тренажер, где нужно применять различные подходы, проявлять гибкость и сознательность.
Если хотите сформировать навык, а не расширить кругозор, то лучше пройти тренинг.