Теперь допустим, что мы являемся владельцами одной из мебельных фабрик, выпускающих кухонные деревянные столы. Например, той, что занимает долю рынка 25%. Какие у нас могут быть стратегические варианты контроля рынка чтобы выдерживать конкуренцию на рынке и зарабатывать?
Вот некоторые из них (упрощенно):
Вариант 1. Стать самым операционно эффективным игроком. Т.е. сделать максимально эффективными все свои бизнес-процессы, уволить часть персонала, провести автоматизацию — заменить персонал роботами. Таким образом, у нас будет меньше затрат, чем у всех остальных. Но зарабатывать мы станем больше за счет операционной эффективности.
Догнать нас по степени автоматизации в ближайшее время (в период, на который делается стратегия) никто не сможет.
Вариант 2. Нарастить долю рынка за счет покупки игроков. Таким образом, мы повысим долю и вполне сможем конкурировать с игроком, который сегодня занимает долю в 50+%. К нам могут прийти антимонопольные органы. Но мы пока это принимать в расчет не будем, мы смотрим, «как работает» модель.
Вариант 3. Ничего глобально не трогать — улучшаем работу с поставщиками, существующими технологиями, продуктовой линейкой, ценами, продажами, персоналом и прочими операционными вещами. В данном случае контроль рынка и стратегическое превосходство над конкурентами, с большего, отсутствуют. С этим фактом порой сталкиваются собственники бизнеса, когда рынок из быстрорастущего становится зрелым, т.е. перестает быстро расти.
Вариант 4. Диверсифицироваться, оставаясь в целом в рамках своего бизнеса. Например, кроме деревянных столов, можем начать делать еще и стеклянные или пластиковые. Это требует смены технологии, понимания смежного рынка и, как следствие, инвестиций. Или к столам начинаем выпускать табуретки/стулья. Или начинаем делать столы из массива дерева, а раньше делали из ЛДСП. То есть мы «держим» рынок за счет того, что мы можем предложить покупателям больший ассортимент (по сути, расширяем свой рынок).
Вариант 5. Меняем бизнес-модель. Продаем столы своего производства, на своем «домашнем» рынке «в ноль» или с минимальной маржой, чтобы сохранить долю. А зарабатываем исключительно на том, что начинаем производить столы по давальческой схеме, например, для IKEA. Таким образом постепенно «выдавливаем» основных конкурентов, а когда они «умрут», поднимаем цены.
Вариант 6. Строим дополнительное производство, опускаем маржу до 1%, все конкуренты «умирают», т.к. не могут выдержать длительной конкуренции. Это в том случае, если у нас есть финансовая прочность.
Можно предложить ещё и другие варианты (опции) помимо вышеперечисленных.