Человек, который вам что-то недоговаривает, испытывает большую мыслительную нагрузку. Он пытается одновременно делать 3 вещи: контролировать свою эмоциональную реакцию, «конструировать» правдоподобную ложь и управлять поведением. Это сложно, но он готовился и вряд ли выдаст себя позой или жестом. Здесь помогут специальные вербальные приемы – технологии ведения переговоров, основанные на манипуляциях и психологическом давлении.
Результаты исследования для одного из российских банков показали: мошенники мало говорят о себе, зато разрабатывают детальную историю о целях кредита, своих доходах, работе. Поэтому сотрудники этого банка задают потенциальным клиентам много детальных, приватных вопросов; затем меняют формулировки и спрашивают снова. Здесь как раз и могут сработать стереотипы. Человек, уставший от мыслительной нагрузки, начинает запинаться, чаще задумывается, допускает лексические ошибки.
Похожий прием предложил шведской полиции психолог Пар Андерс Гранхаг. Он доказал, что предъявление улик и аргументов в конце допроса повышает шанс выявить обман на ~35% в сравнении с периодом, когда улики предъявляют в начале.