Имитируя энтузиазм: признаки формального менеджера

пер. Тучинский, 2а, офис 703
г. Минск

Давайте обсудим ваш
проект

Контакты
Написать
пер. Тучинский, 2а, офис 703
г. Минск


Открыть в Google Maps

    Выберите в каком направлении вы бы хотели сотрудничать с нами:

    Сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика
    конфиденциальности
    и Условия обслуживания Google.

    Ваша заявка успешно
    отправлена

    Мы свяжемся с вами в течение дня.

    Показатели VS Эмоции

    «Правильный» менеджер управляет не ради процесса управления, а ради результата. Это значит, что он хорошо осознает бизнес-цели и подчиняет им работу, опираясь при этом исключительно на цифры и факты. Он предоставляет своим подчиненным:

    • четко прописанные компетенции;
    • функционал;
    • понимание того, на какие показатели в итоге нужно выходить.

    Без этих опорных конструкций-маяков управленческая деятельность будет неэффективна.

    Признаки неэффективного руководителя

    • Ориентируется на свои ощущения, предположения и эмоции;
    • В качестве цели бизнеса видит процессы и ресурсы;
    • Не имеет четких критериев оценки и планирования работы своих сотрудников.

    Бизнес-кейс из моей практики

    В консалтинговых проектах или проектах по обучению для нас важна постановка целей: что компания хочет улучшить, какой процесс усовершенствовать, какую работу наладить. Но бывает, что при вопросах о ресурсах и показателях для измерения результата сотрудничества у клиента возникает недоумение. Мол, а зачем? Обучение и развитие в таких компаниях происходит ради самого процесса. 
    «Например, мое предложение реализовать проект по обучению в привязке к улучшению конкретного показателя вызывает одобрение и реальный интерес только у 2 клиентов из 10-ти. То есть до сих пор результат обучения у большинства компаний не меряется». 

    У эффективного менеджера ВСЕ выстраиваемые процессы и задействованные в этом ресурсы используются как инструмент для достижения целей и показателей.

    Контур управления: цельный или рваный

    Отличия между эффективным и формальным менеджером можно проследить на отношении к контуру управления, который включает:
    • планирование,
    • организацию,
    • контроль,
    • анализ по результату контроля.

    Все функции неразрывно связаны и образуют замкнутый контур.

    У формального менеджера эта логика либо не выдерживается вообще (он действует согласно своим субъективным представлениям), либо выдерживается частично. В этом случае контур разрывается и становится трудно влиять на конечный результат работы отдела/компании.

    У эффективного руководителя все функции управления подчинены друг другу. Вот, что отличает его от так называемых «сочувствующих»:

    1. Результаты планирования перетекают в инструменты для организации работы исполнителей (которая при этом контролируется на старте, в процессе и на финише).
    2. Результаты труда и процесс труда подвергается анализу, направленному на улучшение.

    Бизнес-кейс из моей практики

    В развитие клиентоориентированного подхода были вложены серьезные усилия: тщательно разработаны стандарты, проведено дорогостоящее обучение персонала, внесены изменения в систему мотивации в  виде дополнительных бонусов за соответствие стандартам. Но при этом отсутствовал системный контроль. Как итог —  качественного рывка не произошло, сотрудники придерживались новых требований эпизодически (когда про контроль кто-то все-таки вспоминал)

    Осознанность VS Подражание

    Некоторые формальные руководители очень хотят стать реальными, но часто только ими кажутся. В этом стремлении они могут переносить свои наработки из прошлого в настоящее без привязки к новым условиям работы. Например, руководитель из крупной компании попадает в средний  бизнес и пытается применить там прежние модели управления.

    Часто такие менеджеры стараются перенять манеры и опыт других руководителей. Здорово, если подача и эмоции соответствуют и человеку, и компании. Но на практике я чаще вижу примеры, когда человек «не тянет» и выглядит комично.

    У подчиненных это вызывает неприятие, сопротивление и, как следствие, снижение управляемости.

    Настоящий менеджер осознает применение технологий управления. Его руководство подкреплено пониманием того, что и как нужно делать, чтобы в результате достичь поставленной цели. Эта осознанность не выглядит пафосной в подаче материала; на митингах он не «бороздит космос», не рассказывает о высоких материях, а реально помогает советом и делом.

    Гибкость VS Предсказуемость

    Неэффективного руководителя можно выявить по отсутствию социального и эмоционального интеллекта (умение ситуативно выбирать модель поведения, в том числе стиль руководства и технологии влияния). Определяется это просто – например, в ситуациях, когда от руководства требуется сочувствие и вовлеченность.

    Допустим, у подчиненного свадьба, и он искренне ждет, что его поздравят, поприветствуют в новом статусе. А руководитель эти ожидания игнорирует. Скорее всего, у него отсутствует способность понимать ситуацию, менять свое поведение в зависимости от неё. В итоге — неминуемая потеря управленческого авторитета.

    И наоборот, эффективные менеджеры обладают:

    Подводим итоги

    Нынешняя ситуация в экономике хорошо показала, кто есть кто. Обнаружилось немало управленцев, которые сделали вид, что все происходит по накатанной и ничего глобально не изменилось. В этом смысле менее эффективный руководитель, как правило, зациклен, предсказуем, однообразен и не стремится выходить за рамки предложенной текущей ситуации. В состоянии турбулентности, когда трясет из-за кризисных изменений, он наиболее уязвим.

    При этом я знаю руководителей, которые в трудные времена смогли подбодрить сотрудников, помочь реализоваться, поддержать собственным примером. Такие люди избирательны, часто пользуются ситуативным подходом в управлении. Они адекватно реагируют на происходящее и с вызовом отвечают сигналам внешней среды.

    Конечно, это далеко не все отличия, которые существуют между реальным и мнимым менеджером,  но к этим я рекомендую присмотреться  в первую очередь.

    Оцените себя!

    Мы используем куки и обязаны вам об этом сказать.