Что делать, если в офисе завелся некомпетентный зазнайка

Редиска 💔 раздора: рассказываем, как работать с людьми со звездочкой на лбу и звездецом в голове. 

Сначала мы называли их некомпетентными, но в процессе обсуждения возникло другое слово. В блоге уважаемой компании его использовать нельзя, поэтому вместо лаконичного м***к, сегодня говорим "редиска".

Мнением делятся Александр Кутас, Дмитрий Исмагулов, Олег Чанов и Виктория Гусева.

Редиска - это кто?

АК: Чтобы обсуждать эту тему, предлагаю ввести два понятия – осознанная и неосознанная некомпетентность.

Осознанная – это нормально, потому что в современном VUCA-мире невозможно все знать и уметь. Умственно и психически развитый человек осознает свои зоны роста и развивается в нужном направлении.

ДИ: Такая некомпетентность может зависеть и от ситуации: например, человек – жертва обстоятельств. Вот у меня бойлер сломался, а на улице минус 10. Никто быстро ко мне чинить его не придет, а у самого компетентности нет. И что я, редиска после этого? Нет.

Если ситуация требует восстановить свое честное компетентное имя, действуйте: не хватает навыков – идите учиться; нет мотивации – найдите ее источник; кто-то может решить задачу лучше вас – делегируйте. Но главное – всегда трезво оценивайте себя и свои силы.

АК: Редиски – это люди с неосознанной некомпетентностью, и вот это уже страшно. Такой человек раз за разом повторяет одни и те же ошибки. При получении обратной связи не рефлексирует и не анализирует, пытается сразу же найти себе оправдание. Такие люди ленивы и апатичны, но чувствуют себя прекрасно. Есть чудесное выражение: «Когда ты умер, ты об этом не знаешь, тяжело другим. То же самое, когда ты тупой».

 

некомпетентный

 

ВГ: По моему опыту, чаще редиски – это самоуверенные специалисты с небольшим опытом работы. Они редко получали обратную связь (в нашей стране руководители почти не делают этого), и у редиски сформировалась модель поведения "я молодец". В дополнение к предыдущим характеристикам редиска обычно:

  1. Скрывает свои косяки и перекладывает их на других.
  2. Не умеет работать в команде – ведь заслуги там делят на всех. Считает, что "если вместе сработали хорошо – я молодец, если плохо – они виноваты".
  3. Не развивается, тк имеет завышенную самооценку и считает, что все знает. С трудом переживает необходимость менять привычные подходы к работе.

ОЧ: Узнать редиску можно задав ему пару вопросов по профессиональной теме или возразив. Чужое мнение у него в расчет не берется, человек «вещает» исключительно в своих рамках, ожидает постоянного одобрения. Такие люди, как правило, не умеют извлекать ценную для себя и для бизнеса информацию от другого собеседника. Они негибкие и невосприимчивые. И, конечно же, стоят в центре своей собственной вселенной.

Чем опасен редиска в команде?

АК: Самое страшное, что может случиться с бизнесом – редиска на позиции менеджера. Кроме этого:

  1. редиски делают продукт низкого качества – от этого страдают и внешние, и внутренние клиенты;
  2. команда получает дополнительную нагрузку, потому что приходится работать и «за того парня»;
  3. редиски всех демотивируют и вызывают негативные изменения в корпоративной культуре. Это как с ложкой дегтя в бочке меда.

ВГ: Если редиска не слишком умна, в команде сразу возникнут конфликты. Если хитра – она будет действовать за спиной и покажет себя не сразу. Дальше все зависит от руководителя. Если сотрудник его устраивает, а команда терпит – редиска будет тихо портить всем жизнь. Если в команде есть сильные люди – они начнут войну с редиской, попытаются её переучить или вынудят уволиться.

В любом случае это закончится эмоциональным дисбалансом в команде, снижением работоспособности.

Как редиски появляются в офисе?

ОЧ: Редиски – это ошибки найма. В последние лет 10 я редко их встречал -  компании, с которыми я работал, таких ошибок стараются не допускать.

АК: Это может быть ошибка системы управления или конкретного менеджера, проблема корпоративной культуры и т.д.  Избежать появления редисок сложно, но главное, чтобы такие люди в вашей команде не стали системой. И если вам кажется, что человек некомпетентен и не готов меняться, то вам не кажется – не рискуйте и не тратьте время.

 

Бизнес тулс

И как бороться?

ВГ: Не верю, что их можно изменить. Редиска – это состояние души, если так можно выразиться. Они могут измениться, только если пройдут множество компаний, встретят десятки мудрых и компетентных людей, получат множество пинков от жизни – и то не факт.

ДИ: Самый простой совет – используйте в менеджменте подход Комбата Батырева «Учить – Лечить – Мочить». Три слова – это три этапа в отношениях между менеджером и сотрудником.

  • Учить – значит объяснить человеку задачи и правила игры.
  • Лечить – разобраться, почему не выполнены задачи, помочь.
  • Мочить – применить санкции: объявить выговор, лишить премии, уволить.

Но главное – следите за тем, чтобы самому не попасть в ловушку неправильного восприятия. Развивайтесь, вдохновляйтесь, интересуйтесь! И вы точно не увидите в зеркале вот такую редиску вместо себя.

Поделиться с друзьями