Имитируя энтузиазм: признаки формального менеджера

Как отличить настоящего менеджера от того, кто лишь производит впечатление бурной деятельности? О показателях, функциях управления и важности эмоционального интеллекта рассказывает Дмитрий Исмагулов.

Показатели VS Эмоции

Банальная истина: "правильный" менеджер управляет не ради процесса управления, а ради результата. Это подразумевает, что он хорошо осознает бизнес-цели и подчиняет им работу, опираясь при этом исключительно на цифры и факты. Он предоставляет своим подчиненным:

  • четко прописанные компетенции;
  • функционал;
  • понимание того, на какие показатели в итоге нужно выходить.

Без этих опорных конструкций-маяков управленческая деятельность будет неэффективна.

Признаки неэффективного руководителя

  • Ориентируется на свои ощущения, предположения и эмоции;
  • В качестве цели бизнеса видит процессы и ресурсы;
  • Не имеет четких критериев оценки и планирования работы своих сотрудников.

Бизнес-кейс из моей практики

В консалтинговых проектах или проектах по обучению для нас важна постановка целей: что компания хочет улучшить, какой процесс усовершенствовать, какую работу наладить. Но бывает, что при вопросах о ресурсах и показателях для измерения результата сотрудничества у клиента возникает недоумение. Мол, а зачем? Обучение и развитие в таких компаниях происходит ради самого процесса. 

«Например, мое предложение реализовать проект по обучению в привязке к улучшению конкретного показателя вызывает одобрение и реальный интерес только у 2 клиентов из 10-ти. То есть до сих пор результат обучения у большинства компаний не меряется». 

У эффективного менеджера ВСЕ выстраиваемые процессы и задействованные в этом ресурсы используются как инструмент для достижения целей и показателей.

Контур управления: цельный или рваный

Отличия между эффективным и формальным менеджером можно проследить на отношении к контуру управления, который включает:

  • планирование,
  • организацию,
  • контроль,
  • анализ по результату контроля.

Все функции неразрывно связаны и образуют замкнутый контур.

У формального менеджера эта логика либо не выдерживается вообще (он действует согласно своим субъективным представлениям), либо выдерживается частично. В этом случае контур разрывается и становится трудно влиять на конечный результат работы отдела/компании.

У эффективного руководителя все функции управления подчинены друг другу. Вот, что отличает его от так называемых «сочувствующих»:

  1. Результаты планирования перетекают в инструменты для организации работы исполнителей (которая при этом контролируется на старте, в процессе и на финише).
  2. Результаты труда и процесс труда подвергается анализу, направленному на улучшение.

Бизнес-кейс из моей практики

Недавно столкнулся с ситуацией, когда в развитие клиентоориентированного подхода были вложены серьезные усилия: тщательно разработаны стандарты, проведено дорогостоящее обучение персонала, внесены изменения в систему мотивации в  виде дополнительных бонусов за соответствие стандартам. Но при этом отсутствовал системный контроль. Как итог -  качественного рывка не произошло, сотрудники придерживались новых требований эпизодически (когда про контроль кто-то все-таки вспоминал)

Осознанность VS Подражание

Некоторые формальные руководители очень хотят стать реальными, но часто только ими кажутся. В этом стремлении они могут переносить свои наработки из прошлого в настоящее без привязки к новым условиям работы. Например, руководитель из крупной компании попадает в средний  бизнес и пытается применить там прежние модели управления.

Часто такие менеджеры стараются перенять манеры и опыт других руководителей. Здорово, если подача и эмоции соответствуют и человеку, и компании. Но на практике я чаще вижу примеры, когда человек «не тянет» и выглядит комично.

У подчиненных это вызывает неприятие, сопротивление и, как следствие, снижение управляемости.

Настоящий менеджер осознает применение технологий управления. Его руководство подкреплено пониманием того, что и как нужно делать, чтобы в результате достичь поставленной цели. Эта осознанность не выглядит пафосной в подаче материала; на митингах он не «бороздит космос», не рассказывает о высоких материях, а реально помогает советом и делом.

Гибкость VS Предсказуемость

Неэффективного руководителя можно выявить по отсутствию социального и эмоционального интеллекта (умение ситуативно выбирать модель поведения, в том числе стиль руководства и технологии влияния). Определяется это просто – например, в ситуациях, когда от руководства требуется сочувствие и вовлеченность.

Допустим, у подчиненного свадьба, и он искренне ждет, что его поздравят, поприветствуют в новом статусе. А руководитель эти ожидания игнорирует. Скорее всего, у него отсутствует способность понимать ситуацию, менять свое поведение в зависимости от неё. В итоге - неминуемая потеря управленческого авторитета.

И наоборот, эффективные менеджеры обладают:

Подводим итоги

Нынешняя ситуация в экономике хорошо показала, кто есть кто. Обнаружилось немало управленцев, которые сделали вид, что все происходит по накатанной и ничего глобально не изменилось. В этом смысле менее эффективный руководитель, как правило, зациклен, предсказуем, однообразен и не стремится выходить за рамки предложенной текущей ситуации. В состоянии турбулентности, когда трясет из-за кризисных изменений, он наиболее уязвим.

При этом я знаю руководителей, которые в трудные времена смогли подбодрить сотрудников, помочь реализоваться, поддержать собственным примером. Такие люди избирательны, часто пользуются ситуативным подходом в управлении. Они адекватно реагируют на происходящее и с вызовом отвечают сигналам внешней среды.

Конечно, это далеко не все отличия, которые существуют между реальным и мнимым менеджером,  но к этим я рекомендую присмотреться  в первую очередь.

Оцените себя!

Реальный менеджер:

✅  Есть цели и они осознаются, ориентация на бизнес цели и показатели;

✅  Цели развернуты в показатели и компетенции, показатели сбалансированы, акцент на результат и показатели;

✅  Процессы и ресурсы используются как инструмент для достижения цели;

✅  Системное использование инструментов цикла управления с пониманием взаимосвязи инструментов;

✅  Сознательность в применении технологий управления;

✅  Присутствует эмоциональный/социальный интеллект либо способствующие этому инструменты;

✅  Избирательность в подходах и ситуативность.

Формальный менеджер:

⛔️  Цели отсутствуют/не осознаются, ориентация на интуицию и ощущения*;

⛔️ Показатели не развернуты, и требования размыты, несбалансированные и невыполнимые показатели, акцент на процесс;

⛔️ Процессы и ресурсы используются как цель бизнеса и существования;

⛔️ Использование только отдельных функций управления (часто с чрезмерной эмоциональной вовлеченностью);

⛔️ Копирование, бездумный перенос опыта;

⛔️ Отсутствует эмоциональный/социальный интеллект;

⛔️ Предсказуемость и цикличность.

* (не путать с ситуацией, когда это основано на ежедневной работе с реальными бизнес показателями)

Понравилась статья? Рекомендуйте друзьям!

Остались вопросы? Мы будем рады ответить на них!